Skip to main content

Некоторые термины в архитектуре

Термин «архитектура» — греческого происхождения, в его основе — два корня: «архи» и «текто», но при переводе сохраняется лишь значение второго корня. Поэтому в словарях обычно архитектура трактуется как строительство. При этом упускается значение первой части слова — «архи», обозначающей «сверх», т.е. превосходную степень строительного искусства. Следовательно, правильнее понимать архитектуру как художественное строительство. Точный перевод слова «архитектор» — «главный строитель».

Портик

Портик

Портик — это выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образованная несущими элементами (колоннами, пилястрами, арками), поддерживающими перекрытие. В этой модели представлен портик греко-дорического ордера, оформляющий вход в городскую усадьбу конца XVIII века. Основными частями портика являются колонны, опирающийся на них антаблемент, и венчающий конструкцию фронтон. Вместо фронтона мог применяться аттик.

Колонны

Колонны

Колонны — выразительная часть портика, придающая ему монументальность. Важнейшие части колонны — ствол и капитель. Третьей основной частью колонны является расположенная в нижней части база, но в греко-дорическом ордере она не применялась. Иногда колонну устанавливают на пьедестал.

Ствол

Ствол

Ствол, или фуст — основной вертикальный элемент колонны. В ордерной архитектуре ствол имеет небольшое расширение (энтазис) примерно на третьей части высоты колонны от ее основания, а кверху сужается. Это сделано для того, чтобы сгладить зрительные искажения. Ствол часто покрывают каннелюрами.

Каннелюры

Каннелюры

Каннелюры — вертикальные углубления, желобки на стволе колонны, пилястры. Каннелюры придают колонне стройность, подчеркивают вертикальный характер конструкции. Каннелюры применяются во всех ордерах, кроме тосканского. Однако в эпоху классицизма каннелюрами покрывались не все колонны, особенно в том случае, когда они возводились из кирпича (наиболее распространенный в русском классицизме материал). В разных ордерах каннелюры различаются формой и количеством. В дорическом ордере их обычно 20, и они расположены вплотную друг к другу. В других ордерах между каннелюрами оставляют гладкие полосы — дорожки.

Капитель

Капитель

Капитель — верхняя часть колонны, пилястры, расположенная между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, стеной, пятой арки и др.). Капитель — одна из наиболее узнаваемых и проработанных частей ордера. В античной архитектуре сложились основные типы классических ордерных капителей: дорическая, ионическая, коринфская, композитная. Однако термин «капитель» применяется не только к классической колонне, но и к верхней части любой колонны, если эта часть как-либо выделена. Именно наличие капители отличает колонну от простого столба. На представленной модели мы видим наиболее простую греко-дорическую капитель. Она состоит из похожего на тарелку эхина и венчающей его плиты — абаки.

Эхин

Эхин

Эхином называют нижнюю часть капители дорической колонны, по форме напоминающую усеченный конус со сглаженными очертаниями или блюдце (отсюда русское название эхина — тарелка). В римско-дорическом ордере эхин мог быть украшен овами. Иногда нижняя часть эхина опоясана небольшими валиками. В дорическом ордере на эхин опирается абака.

Абака

Абака

Абака или абак — верхняя плита капители колонны, свойственная всем ордерам. В дорическом и ионическом ордерах абаки представляют собой квадратную плиту, а в коринфском и композитном имеют форму квадрата с вогнутыми сторонами. В этом случае они украшаются в середине сторон различными лепными или резными украшениями. Абака греко-дорического ордера, которую мы видим в этом примере, наиболее простая: она выглядит как лишенная декора квадратная плита. Абаки обычно выступают за линию лежащего на них антаблемента.

Антаблемент

Антаблемент

Антаблемент — элемент архитектурного ордера: горизонтальная, несомая часть, опирающаяся на колонны, пилястры, столбы. Состоит из архитрава, фриза и карниза. Эти части ведут свое происхождение от деревянных конструкций ранних античных храмов. Считается, что архитрав происходит от продольных деревянных балок, укладываемых на колонны, фриз — от торцов поперечных балок, уложенных на них сверху и прикрытых плитами, а сильно выступающий карниз — край кровли, защищавший конструкцию от дождя.

Архитрав

Архитрав

Архитрав — нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, опирающаяся непостредственно на капители колонн. В дорическом и тосканском ордерах архитрав, как правило, гладкий; в ионическом, коринфском, композитном он состоит из нескольких уступов — фасций. В античных храмах дорического ордера, наиболее связанного с приемами деревянной архитектуры, архитрав по ширине практически равен фризу. Но позже этот элемент начали сужать, а иногда обходились и без него. Антаблемент, в котором архитрав отсутствует называют облегченным.

Фриз

Фриз

Фриз — центральная часть антамблемента, расположенная между архитравом и карнизом. Имеет вид широкой горизонтальной полосы, которая иногда заполняется повторяющимися деталями или сплошной лентой рельефа. В дорическом ордере используется триглифно-метопный фриз, в которм метопы чередуются с триглифами. Считается, что триглифы изображают торцы поперечных деревяных балок ранних античных храмов, а метопы — промежутки между балками, закрытые плитами.

Триглиф

Триглиф

Триглиф — повторяющийся декоративный элемент дорического фриза — прямоугольная плитка, разделенная бороздками на три вертикальных части. В нижней части украшается маленькими каплевидными выступами — гуттами.

Гутты

Гутты

Гутты — мелкие каплевидные украшения в виде усеченных пирамидок, конусов или цилиндров. По мнению некоторых исследователей, происходят от деревянных гвоздей-нагелей, которыми крепились отдельные элементы деревянных античных храмов. В дорическом ордере гутты располагаются под триглифами (по шесть на один триглиф), а также на нижней поверхности мутул. Однако в русской архитектуре мутулы не всегда украшали гуттами.

Метопа

Метопа

Метопа или метоп — часть дорического фриза, углубленный промежуток между триглифами. Триглифы всегда располагают так, чтобы метопы имели квадратную или близкую к квадратной форму. Метопы часто заполняли различными декоративными деталями, а иногда и оставляли гладкими.

Карниз

Карниз

Карниз в ордерной архитектуре — верхняя часть антаблемента, выдающаяся вперед плита. Помимо декоративного значения, защищает антаблемент и колонны от дождя. По нижней стороне карниза обычно располагают повторяющиеся элементы, которые несут декоративный характер, а иногда выполняют роль кронштейнов. В дорическом ордере такими элементами являются мутулы.

Мутулы

Мутулы

Мутулами называют прямоугольные плиты, расположенные под карнизом дорического ордера. Считается, что они происходят от концов стропил деревянной крыши. Поэтому мутулы в ордере несколько наклоняют наружу. Но в русской архитектуре такой наклон оказывается символическим, или же не используется вообще. Аничные мутулы украшали несколькими рядами гутт, но русской архитектуре мутулы часто оставляли гладкими. Мутулы всегда располагаются над триглифами и имеют такую же ширину.

Фронтон

Фронтон

Фронтон — завершение портика, фасада здания и т. п. в виде широкого равнобедренного треугольника. Для портика это достаточно типичный, но не единственный завершающий элемент — иногда вместо него применяется прямоугольный аттик. Снизу фронтон ограничен карнизом антаблемента, сверху — двумя наклонными карнизами двускатной кровли. Внутренне поле фронтона называется тимпаном.

Тимпан

Тимпан

Тимпан — внутренне углубленное треугольное поле фронтона, ограниченное карнизами. Тимпан фронтона оставляли гладким или же заполняли различными рельефными украшениями, зачастую символического характера. Например, в тимпане фронтона Большого театра в Москве изображены музы, несущие лавровый венок.

Архитектура: художественное строительство

Русская архитектура: исторический рисунок

foto-50
foto-34
foto-26
foto-2
foto-22
foto-12
foto-17
foto-15
foto-1
foto-13
foto-42
foto-23